Ученикам


Контурная карта: правила оформления.  

  Контурная карта - это особый вид географических карт, позволяющий изобразить любые географические объекты, явления, процессы, события с помощью условных обозначений.  
  Задания, выполняемые на контурной карте, развивают память, внимание, художественное воображение и пространственное восприятие. Способствуют запоминанию картографического содержания
     Контурная карта - творческая учебная работа, поэтому оформление контурной карты требует точности и аккуратности, соблюдения ряда правил. Благодаря этому возможно прочтение контурной карты не только её автором, но и учителем, другими учениками, родителями. 

 Правила оформления.

1. Для работы на контурной карте целесообразно использовать простые и цветные карандаши, чёрную и цветные пасты. Нажим карандаша не должен быть сильным, чтобы исключить порчу бумаги и оставить возможность сделать разборчивую подпись.
Примечание: фломастеры, восковые мелки, гуашь (акварельные краски), маркеры не используются!    

 2. Для нанесения названий географических объектов, как правило, используется черный цвет.    

3. Все географические названия пишутся с заглавной буквы.

Примечание: печатные буквы всегда выглядят более аккуратно, независимо от почерка.
Помните! Легенда - важная часть карты, она должна выполняться тем же шрифтом, что и контурная карта!

4. Условные обозначения могут быть выполнены различными цветами, в соответствии с легендой моделируемой (создаваемой) карты.

 5. Названия географических объектов на карте могут быть расположены как горизонтально, так и вертикально в соответствии с особенностями их (географических объектов) пространственного расположения. 

6. Географические объекты, вытянутые в каком-либо направлении (линейные объекты: реки, горы), подписываются вдоль линии протяжения.

7. Географические объекты большой площади (равнины, плоскогорья и др., значительные по размерам государства) подписываются горизонтально.  

8.Точечные объекты (города, вершины гор и др.) подписываются вдоль параллели, изгибаясь вместе с ней.

9. Объекты, вытянутые широтно, подписываются горизонтально, вытянутые меридионально - подписываются вертикально.
Над специальными (в том числе авторскими) фигурами или знаками, показывающими направления, надписи наносятся согласно движению объекта. 

10. Название географического объекта располагается равномерно на протяжении всего объекта (если объект имеет пространственное простирание), а не только его части. Все названия объектов должны быть четко обозначены. 

11. Если название объекта занимает на карте много места (в сравнении с размерами самого объекта), то объект можно обозначить порядковым номером, обязательно указав его значение в легенде карты. 

12. Названия рек подписывайте дважды: у истока и около устья. Если река имеет большую протяженность, подпишите её название трижды. 

13. Названия горных хребтов располагайте по всей их длине.

14. Следует помнить, что каждая форма рельефа имеет свой цвет. Цветовая гамма на контурной карте должна быть сопоставима со шкалой высот и глубин атласа (цветовой гаммой оригинальной карты). Тон цвета наносимого объекта должен быть бледным (используется растушевка цвета). 

15. Населенные пункты на контурной карте обозначаются специальными условными знаками - пунсонами. Название населенного пункта, как правило, располагают справа от пунсона. 
  
16. Л И Н И И движения выполняются по линейке (или от руки) черным или другим цветом,
в зависимости от содержания карты.
 
17. Наличие легенды, где дается объяснение всех используемых условных
знаков, является обязательным условием выполнения задания. В легенде каждой
карты должна быть расшифровка любого цветового обозначения.

18. Название выполняемой практической работы подписывается по центру в верхней
части карты.
                                 
                                            Нанесение условных знаков:

         1) Принятые условные обозначения (изменять нельзя):

А)Физико-географические: минеральные ресурсы; направление ветра, течения и .д.; отметки высоты и глубин; вулканы; болота; пески и др.

Б)Экономико-географические: города; столицы; экономические объекты (электростанции, транспорт);природоохранные, социальные объекты.
  1. 2)  Авторские условные обозначения (объекты и явления в развитии или отсутствующие в принятых условных обозначениях).
  2.  
  3. 3)  Расположение на карте:
а) условные знаки в соответствии с правилами расположения (например: север- юг, запад - восток)
б) значки движения в соответствии с направлением.

       4) Размер знаков определяется:

а) в соответствии с размером карты, с которой работаем (соотнесение с масштабом);


б) на экономической карте в соответствии с хозяйственным значением объекта

(мировым, региональным, местным и т.д.)

      5) Количество наносимых условных знаков должно быть оптимальным (карта

не должна быть «перегружена знаками»).

Лучшие работы 6-ых и 7-ых классов за I-ое полугодие

Практическая работа: "Великие географические открытия", 6 класс
 (2-ая работа в контурных картах)

                       




7-ой класс  - "Природные зоны Земли"





Лучшие контурные карты предоставили ученики:
 Лисицкая Элеонора, Панова Софья, Разведская Анна, Коршунова Анастасия, Мартынова Алина, Харитонова Татьяна - 6"З" класс
Чернак Полина, Малашенко Ксения, Молокотина Алина - 6 "В" класс
Рогальская Дарья, Трясоголова Таисия, Позднякова Виктория, Трофимова Карина - 7 "А" класс
Савченко Элеонора, Александрова Яна, Бугара Эльвира - 7 "В" класс
Колушкина Валерия - 7 "Д" класс

Молодцы! Так держать! Впереди новые увлекательные и интересные практические работы! Лучшие будут опубликованы в блоге!




2 комментария:

  1. Здравствуйте, Елизавета Андреевна!
    Мне, географу, было интересно посмотреть на работы Ваших ребят! Спасибо! Они у Вас большие молодцы!
    Если можно, вопрос - у статьи с правилами есть первоисточник, или это Ваша авторская разработка? Для меня очень интересна данная тема, т.к. совсем недавно учила пятиклассников заполнять к/к. У меня есть два чуть другие правила:
    1. Все объекты гидросферы ребята наносят синей пастой, всё остальное - чёрной.
    2. Даже если в задании это не прописано, нужно всегда писать названия материков, океанов, крупных морей, т.е. наносить географическую основу.
    А как Вы к этому относитесь? Согласны или нет?
    Если будет интересно, посмотрите составленные мною правила: http://geografo4ka.blogspot.ru/2014/10/blog-post_11.html
    Очень интересен Ваш ответ...

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Лилия Павловна! Очень рада, что мой блог посетил опытный педагог, а самое главное географ! Правила составлены с использованием собственных и заимствованных материалов, скажем так: была взята основа и доработаны некоторые пункты.
    Что касается нанесения синим цветом объектов гидросферы, я также придерживаюсь этого правила. Причем старших ребят, прошу использовать разные оттенки синего ( например реки-голубой, океаны - темно-синий и т.д) Всегда обращаю внимание ребят : "Карта должна читаться" (только сейчас заметила, что не уточнила эти детали)
    Правило номер 2, здесь я требую наносить только название материков и океанов, чтобы не перегружать карту.
    Полностью согласна с вашей статьей и правилами заполнения (внесу корректировку в свои), действительно, приходится очень трудно, особенно с ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ)))) Впереди выполнение в 7-ых классах контурных карт материков, обязательно выставлю лучшие работы. Буду рада услышать критику опытного педагога!

    ОтветитьУдалить